Рейтинг@Mail.ru

Планшетные компьютеры: эволюция ноутбуков и нетбуков

Георгий Васильев, опубликовано 5 февраля 2012 г.

Рубрика: Мобильные компьютеры, ОБЗОРЫ

Планшетный компьютер — мечта многих современных людей от мала до велика. Он компактный, легкий, удобный в использовании, но главное — по характеристикам некоторые современные модели ничуть не уступают современным нетбукам или бюджетным ноутбукам. Аналитики компьютерного рынка склонны считать, что в скором будущем планшеты буквально вытеснят все другие виды мобильных ПК, полностью подчинив себе этот сегмент. Что ж, подобное развитие событий вполне возможно. Но откуда у недавно появившегося класса устройств столь большой потенциал? Или все-таки планшеты — не такие уж новички в мире компьютеров? Попробуем разобраться.

планшетные компьютеры

Экскурс в историю
Бытует мнение, что Apple со своим планшетным ПК iPad является, что называется, родоначальником мобильных компьютеров этого типа. Зерно правды здесь есть — Apple действительно стояла у истоков планшетов, вот только iPad здесь совершенно не причем. История Tablet PC берет свое начало еще в прошлом веке, тогда как iPad был представлен в начале 2010 года. Впервые о планшетных ПК заговорил именно безвременно ушедший основатель компании Apple Стив Джобс. В далеком 1987 году он лично представил всему миру концептуальное устройство Knowledge Navigator, созданное для образовательных целей.

Knowledge Navigator

В этом «планшете», так и оставшемся прототипом была реализована система управления жестами. Фактически, на ее основе и была разработана современная технология Multi-Touch. Именно «яблочный» Knowledge Navigator является прародителем современных планшетных ПК, в том числе и iPad. Конечно, в то время существовали и серийные устройства с сенсорными дисплеями, например ноутбук Toshiba Dynabook SS-3310, появившийся в 1989 году, но его концепция все-таки далека от планшетов. Следующей ступенью развития планшетных компьютеров  стало устройство DEC Lectrice, которому в этом году исполнилось 15 лет (его анонс состоялся в 1996 году). Спустя еще три году в продажу поступила модель Audrey, разработанная компанией 3Com.

3Com Audrey

Она уже больше напоминает современные планшеты. С тех пор в течение десяти лет различные компании выпускали различные модели планшетных ПК, а компания Microsoft даже разработала для них специальную операционную систему Windows XP Tablet Edition, но совершить революцию на рынке было суждено именно Apple со своим iPad. Иными словами, Империя Стива Джобса дважды сформировала рынок «таблеток» — в 1986 и 2010 году.

iPad

Современные реалии
Анонс Apple iPad стал своего рода точкой отсчета для новой эры планшетов. При его разработке, как отметили сами создатели, учитывались данные о требованиях пользователей к мобильным компьютерам, собиравшиеся не один год. Новый форм-фактор пришелся по душе большинству пользователей, и другие производители стали, что называется, копировать детище Apple, выпуская свои устройства, очень похожие на iPad. Разумеется, компания Google, давний соперник Apple, не могла оставаться в стороне, но выпуск планшетного ПК под своей маркой не входил в ее планы. Она пошла иным путем и начала предлагать различным производителям свою мобильную ОС Android в качестве программной платформы для их планшетников без каких-либо условий лицензирования.

Android Tablet

Этот прием Google сработал, и вскоре рынок буквально захлестнула волна свежевыпущенных «таблеток» под управлением Android различных версий. В настоящее время Google и Apple делят этот рынок между собой, но стратегии у обеих компаний разные: Apple не продает лицензии на свою систему iOS и занимается продвижением планшетов исключительно собственной разработки, а Google, наоборот, не производит собственные устройства, но зато ее ОС Android получает распространение за счет установки на планшеты производства разных компаний.

Популярность надо заслужить
До появления iPad планшеты были никому не нужны, и рынком мобильных ПК заправляли ноутбуки и братья их меньшие — нетбуки. Сейчас же, менее чем за два года, сердца миллионов пользователей полностью покорены планшетами. Если взять во внимание то, что люди хотят получить от мобильных устройств, то становится понятным, как планшетники смогли так быстро раскрутиться — они существенно легче ноутбуков и нетбуков, работают дольше на одном заряде, занимают мало места за счет своей компактности и обладают продвинутыми мультимедийными функциями — выходом в глобальную сеть, возможностью просмотра фильмов, прослушивания музыки и так далее.

creative ziio

Статистика показывает, что темпы роста рынка планшетов зашкаливают. По данным за вторую четверть текущего года, собранным исследовательской фирмой IDC, рост составил 88,9% в сравнении с первым кварталом. В годовом исчислении прирост еще более впечатляющий — практически 304%. Apple, разумеется, удерживает лидерские позиции — сейчас под ее контролем находится 68,3% рынка (в прошлом году было 65,7%).

А как же ноутбуки?
Рост популярности планшетов отнюдь не радует производителей нетбуков и ноутбуков. Спрос на них слабеет с каждым годом, и ходят слухи, что класс нетбуков может вообще прекратить свое существование. На первый взгляд, у классических мобильных компьютеров нет преимуществ перед планшетами, но это не так — не следует забывать, что основную массу пользователей составляют обычные потребители, но есть еще и корпоративные клиенты, которые интересуются техникой с точки зрения ее полезности в бизнесе.

ноутбук

Компании продолжают делать ставку на лэптопы всех видов и размеров, учитывая, в первую очередь, наличие аппаратной QWERTY-клавиатуры, без которой трудно обойтись при работе с документами. Кроме того, большую роль играет совместимость программного обеспечения бизнес-класса — под системы iOS и Android написано крайне мало таких приложений, а на ноутбуки устанавливается самая распространенная в мире ОС — Microsoft Windows. Безусловно, планшеты, работающие под ее управлением, тоже существует, но в процентном соотношении их совсем мало. Маркетологи сходятся во мнении, что ноутбуки и нетбуки станут прерогативой корпоративных пользователей и не исчезнут как класс. Они будут менее популярными — это факт, но новые модели продолжат выпускаться. Это предположение подтверждается созданием нового класса таких устройств, получившего название «ультрабуки».

ультрабуки

При ближайшем рассмотрении оказывается, что это те же лэптопы, хоть и с некоторыми отличиями — ультрабуки располагают невероятно тонким металлическим корпусом, очень высокой производительностью и распространенным программным обеспечением при сравнительно низкой цене — до $1000. Пожалуй, только они смогут в ближайшем будущем составить достойную конкуренцию планшетным компьютерам.